Сегодня четверг, 02.04.2020: публикаций: 293
Новости. Опубликовано 17.01.2016 19:41  Просмотров всего: 2738; сегодня: 2.

Едины парус и душа

Едины парус и душа

Возникший через несколько лет после дворянского Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб профсоюзов имеет все основания и моральное право считаться первым спортивным яхтенным Клубом России. Именно он открыл двери в парусный мир для широких слоев населения, при нем были организованы первые Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров, впоследствии преобразованные в морские отряды Всеобуча для обучения молодежи военно-морскому делу и парусному спорту. На протяжении всей своей истории, независимо от политического строя и названия, обучение морскому делу при Речном яхт-клубе всегда оставалось бесплатным. И вплоть до Олимпиады 1980 года петербургский Центральный яхт-клуб был основным и самым крупным яхт-клубом страны. Кроме того, долгое время он сохранял за собой репутацию методического центра парусного и буерного спорта, воспитал многих чемпионов.

Из положительных моментов минувшего 2015 года яхтсмены вспоминают нет, не «громкие» победы на мировых регатах и впечатляющие «кругосветки». Вспоминают долгожданное и очень своевременное заявление руководства страны о том, что Петербург вновь станет столицей парусного спорта, хозяином уникальной мировой парусной гонки, которая пройдет по Северному Ледовитому океану и Баренцеву морю. Старт намечен в Петербурге в июне 2016-го. Поклонников парусного спорта ждёт большой праздник, а будущие непосредственные участники события оценивают активы. Первый и самый главный: старейший действующий яхт-клуб страны, бывший Центральный яхт-клуб профсоюзов – родина российского яхтенного спорта.

Весь 20 век парусный клуб – это не только яхты, но и буеры, ставшие здешним символом. Если история спорта кому-то покажется несущественной, нетрудно напомнить факты более пронзительные. Именно буер был защитником и мотором Дороги жизни. Именно буеры доставили в блокадный Ленинград первые тонны хлеба. Буер – не полуторка. 35 километров Дороги жизни под хорошим ветром он преодолевал всего за 20 минут. Был неуязвим для немецкой авиации и часто использовался для высадки десанта в тыл врага. Об этом не раз вспоминали после войны ветераны-спортсмены.

Среди реликвий – портрет Сергея Ивановича Ухина, гениального гонщика, одинаково успешно выступавшего в соревнованиях яхт любых типов и не менее гениального конструктора. В блокадном городе, умирающий от дистрофии Ухин спас от уничтожения несколько яхт и швертботов, на которых он после завоюет не одну золотую медаль, и с которых после войны возродится ленинградский парусный спорт. С.И. Ухин, оставаясь действующим яхтсменом, активно участвовал в работе Всесоюзной парусной федерации и был одним из идеологов политики развития спортивного судостроения в СССР. 12 лет он возглавлял правление старейшей спортивной организации России – Центрального яхт-клуба, четыре десятилетия был председателем городской технической комиссии. Судья всесоюзной категории С.И. Ухин не раз возглавлял судейские коллегии чемпионатов СССР по буеру, «Кубка Балтики» и «Кубка Волги», входил в состав судейской бригады олимпийской регаты 1980 года, был главным мерителем многих чемпионатов и первенств.

Впечатляет спортивное долголетие Сергея Ивановича. В гонках швертботов класса «М» он выступал до 56-летнего возраста, редко уступая первенство своим куда более молодым соперникам. Завершающим аккордом гоночной карьеры С.И. Ухина стала золотая медаль чемпиона СССР, выигранная в 1966 году на яхте, построенной по его проекту на Ленинградской судоверфи все того же Центрального яхт-клуба. Этот чемпионат был последним в истории самого массового в стране класса яхт, а проект «Спутник-2«бис» стал вершиной его технического развития.

В далеком 1934 году 22-х летний Сергей Ухин стал командиром одной из самых крупных яхт своего времени – двухмачтовой шхуны «Большевик». С момента создания Всесоюзного спортивного общества «Водник» он стал председателем совета яхт-клуба с одноименным названием, и занявшего территорию бывшего Императорского яхт-клуба. Завершение учебы в Ленинградском мореходном училище вынудило С.И. Ухина некоторое время плавать на судах торгового флота. Но уже в 1935 году навсегда оставил профессию моряка. Сергей Иванович добился выделения средств на увеличение спортивного флота яхт-клуба «Водник», довел число членов секции до 180 чел. В 1937 году он вышел абсолютным победителем гонок яхт и швертботов на «Первенство четырех морей»: Азовского, Балтийского, Белого и Черного, в тот год фактически заменившее чемпионат СССР.

В 1938 году Сергею Ухину сделали лестное предложение стать капитаном лучшей гоночной яхты Ленинграда – тендера «Рабочий» (б. «Орион»). С этого года его парусная биография неразрывно связана с Центральным яхт-клубом профсоюзов, к тому времени уже освоившим новую для себя территорию на Петровском острове с богато отделанным зданием бывшей дачи управляющего заводами фирмы Нобеля.

Управление «Рабочим», с его многочисленным экипажем, огромными крыльями парусов, сложной системой такелажа, с предельной для плавания по Невской губе осадкой требовало от капитана яхты особых качеств. Сергей Ухин с этой задачей справлялся блестяще. За три предвоенных года «Рабочий» выиграл добрый десяток гонок, включая ежегодную 300-мильную гонку. Этот почетный серебряный трофей, чудом уцелевшее наследие Речного яхт-клуба, и ныне украшает кают-компанию яхт-клуба.

Всесоюзный комитет по делам физической культуре и спорту поручил С.И. Ухину совместно с И.П.Матвеевым разработать программу подготовки спортсменов-парусников. Такой документ, ставший первой государственной программой в парусном спорте, был подготовлен в кратчайшие сроки и издан массовым тиражом отдельной брошюрой. До начала войны С.И. Ухин успел разработать и представить на всесоюзный конкурс несколько собственных проекта яхт и швертботов, два из которых (М-20 и Р-30) получили первые премии в своих номинациях.

Прообраз будущей детской спортивной парусной школы С.И.Ухин организовал при Городском дворце пионеров на Невском проспекте, практику ребята проходили все там же – на Петровской косе. Ухин сам же и проводил занятия с детьми. Занятия не простые, заход в «ковш» яхт-клуба требовал огромных усилий и умения от юных спортсменов из-за особенностей течения, приходилось идти против него. Частенько «малышей» затаскивали катерами. В числе первых слушателей парусного кружка были пережившие блокаду школьники - будущие чемпионы Советского Союза Борис Ильин, Вячеслав Попель, Лев Виноградов.

На швертботах класса «М», построенных по проекту Ухина, становятся чемпионами СССР ленинградцы Борис Лалыко (дважды) и Градислава Суник (трижды). На лед Финского залива выходит первый в стране буер его конструкции с жестким аэродинамическим крылом. В начале 50-х годов технической комиссией Всесоюзной секции парусного спорта разработаны и выпущены правила постройки яхт международных олимпийских классов «Дракон», «R-5,5», «Звездный», «Финн», «Летучий голландец», организовано их серийное производство на верфях Ленинграда и Таллина. Одна из первых отечественных яхт «5,5-метрового» класса была построена по проекту С.И. Ухина на Ленинградской судоверфи яхт-клуба профсоюзов.

Министерство морского флота СССР, в штате которого Сергей Иванович находился, откомандировало его на несколько лет в Финляндию для организации строительства на верфях северной страны современных морских судов разного назначения по заказам Советского правительства. В этот период С.И. Ухин не только активно ходил на яхте в хельсинском яхт-клубе HSS, но и сумел убедить руководство Минморфлота в необходимости постройки для СССР огромного количества парусных судов для учебных, научных и транспортных целей. В течение 15 последующих лет Финляндия поставила в нашу страну 107 трехмачтовых парусников, ставших не только украшением всех портов от Балтики до Тихого океана, но и принесших немалую пользу отечественной науке, морскому образованию, экономике. Корабли науки «Заря», «Визе», «Шокальский», учебные парусники «Кропоткин», «Сириус», «Кодор» и другие стали визитной карточкой Советского государства во всех уголках планеты.

По возвращению в Ленинград Сергей Иванович был избран председателем Правления Центрального яхт-клуба и занимал почетный пост в течение 12 лет. Именно в те годы, когда правление возглавлял С.И. Ухин, директором был А.В. Курышев, Центральный яхт-клуб достиг наивысшей точки своего развития. Кстати, заслуженный тренер РСФСР Д.Н. Коровельский начинал свой большой путь в парусном спорте матросом на яхте «Большевик» у капитана С.И. Ухина и всегда называл его своим единственным учителем. Неоднократная чемпионка СССР Г.Д. Суник также считала, что всеми достижениями в спорте обязана своему наставнику и создателю лучших в стране проектов гоночных швертботов С.И. Ухину.

В последние годы жизни С.И. Ухина, каждый день встречая его в Речном яхт-клубе, мало кто помнил, и уж точно не вспоминает сейчас, что без участия этого пожилого, слегка сутулого мужчины, не были бы построены прекрасные гранитные набережные, великолепный слип, просторные эллинги и мастерские, что тридцать лет работающие судовые подъемные краны в трех яхт-клубах города, обязаны своим появлением ему, что десятки яхт класса «Л-6» до сего времени находятся в строю еще и потому, что в свое время Ленинградская судоверфь яхт-клуба профсоюзов использовала при их строительстве строго фондированные ценные породы дерева, дефицитные металлы, получать которые могла только через крупные судостроительные заводы, с помощью своего влиятельного покровителя.

Центральный яхт-клуб профсоюзов, как продолжают его называть в народе, - уникальное место. Его традиции невозможно сломать в одночасье. Здесь всегда пахнет теплой стружкой, по берегу вальяжно прогуливаются сытые и расслабленные коты, капитаны своими руками ремонтируют яхты построенные в середине прошлого века. Петербургский речной клуб профсоюзов – единственный в своем роде. Но главное достоинство этого места в том, что оно общедоступное. Приходи, занимайся. Сначала ремонтом яхт. Потом отправят на воду. Потом предложат получить специальность рулевого.

Но участок Петровской косы, на котором расположен яхт-клуб, нуждается в благоустройстве и развитии.

Это старейший действующий клуб в стране. Подумать только, тот самый Шаляпин вступил в него, когда клубу уже перевалило за 50. Задуманный в 1860-х как всесословный, он ни дня не был элитным. То есть крепостное право в России отменят только три года спустя, а первый яхт-клуб уже заверяет в императорской администрации свой Устав, предполагающий членство широких масс.

Интересно, что в 1918 году флаг речного клуба послужил прообразом флага независимой Финляндии. И сегодняшним яхтсменам, приходящим в Котку и Хельсинки, оказывают особый прием. А в Петербурге особенность клуба ограничена тем, что это последняя цитадель доступного яхтинга. Действительно, из 9-ти клубов города, которые разбросаны от ЦПКиО до южного берега, из общедоступных сохранился только этот.

За плечами - участие в 16-и Олимпийских играх, десятки чемпионатов и регат, прообраз финского флага, регаты в полуголодном Петрограде, яхтсмены-диверсанты, получавшие задание персонально от Георгия Жукова, буеры на Дороге жизни, послевоенные победы олимпийцев – все это звенья одной цепи, разорвать которую очень и очень непросто.

Тематические сайты: Менеджмент, Праздники, памятные даты, юбилеи, Спорт и фитнес, Судостроение
Сайты субъектов РФ: Санкт-Петербург
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ
Сайты стран: Россия, Финляндия, Эстония
Сайты столиц стран: Финляндия - Хельсинки, Эстония - Таллин
Сайты городов стран: Украина - Львов
Сайты регионов мира: Прибалтика, Скандинавия

Ньюсмейкер: Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб профсоюзов — 7 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос