10.01.2024 17:49
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 15614; сегодня: 5.

О малоизвестных фактах из истории речного флота рассказал краевед

О малоизвестных фактах из истории речного флота рассказал краевед

Правнук старшего механика первого в стране речного ледокола Дмитрий Турунов передал набор инструментов своего предка историческому парку "Россия - моя история". Здесь планируют создать экспозицию, посвященную легендарному кораблю.

Корабли на заказ

Супермощный для своего времени "Саратовский ледокол" был построен в 1895 году в Англии, также как и специальный паром для перевозки вагонов, по заказу Рязано-Уральской железной дороги. Ледокол и паром должны были работать на железнодорожной переправе через Волгу.

В то время Великобритания была центром мирового кораблестроения. И "Саратовский ледокол", и позже первый российский арктический ледокол "Ермак" заказывали на верфях компании "Армстронг" в городе Ньюкасле.

Интересно, что трубы ледокола были расположены не как обычно, одна за другой по ходу движения судна, а поперек палубы. Это было связано с конструктивными особенностями парохода. Чтобы широкий корабль можно было провести через узкие каналы и шлюзы между Балтийским морем и Волгой, судно сделали сборным из двух частей - с водонепроницаемой переборкой, каждая с собственной паровой машиной.

Саратовец Петр Турунов, который ездил принимать корабль в Англию и потом проработал на нем главным механиком 27 лет, был судя по всему одним из примечательных людей своего времени. 

Петр окончил Александровское ремесленное училище (позже преобразованное в техникум, где потом учился Юрий Гагарин). До назначения на ледокол успел походить на волжских судах и отслужить в военно-морском флоте. 

Как считает директор Музея речного флота, волжский капитан Александр Азовцев, подобрать на такой корабль, как "Саратовский ледокол", главного механика было, может быть, даже сложней, чем капитана. Вообще же заместителя капитана по механической части на пароходах уважали больше, чем кого-либо. Об этом свидетельствует и флотское прозвище стармеха - "Дед".

- Петр Турунов был механиком от Бога, так о нем отзывался капитан "Саратовского ледокола" Николай Алексеевич Салеев, который в прошлом работал вместе с ним, а потом в Речном училище преподавал нам судовождение, и другие речники, - вспоминает Александр Николаевич. 

В 1915 году Турунову, как рассказал его правнук, присвоили звание почетного гражданина Саратова.

Крестный "Ермака"

В Музее речного флота в Саратове выставлен один из самых знаменитых снимков "Саратовского ледокола" - на палубе вдоль правого к зрителю борта стоят несколько человек.

- Крайний слева в фуражке - адмирал Степан Макаров, - рассказывает Александр Азовцев.

Знаменитый флотоводец специально приезжал в Саратов в 1897 году, чтобы изучить опыт плаваний "Саратовского ледокола" для заказа нового ледокола "Ермак" для работы в Арктике.

Полярный путешественник и писатель Игорь Смиливец в своей книге цитирует записи адмирала, которые хранятся в Российском госархиве Военно-морского флота: "Сведения о "Саратовском ледоколе" дали мне возможность заставить завод пересмотреть вопрос о крепости набора обшивки". В то же время Макаров отметил хорошее качество самой стали, написал, что "вмятины на корпусе от удара в лед никогда не сопровождались ни трещинами, ни нарушением крепости швов".

Машина любит ласку

Современников, попадавших в машинные отделения таких кораблей, как "Саратовский ледокол", поражали царившие там чистота и порядок.

У Петра Турунова была любимая присказка: "Машина любит ласку, чистоту и смазку".

В наборе, который передали в музей потомки мастера, есть слесарные инструменты для нарезания резьбы с английскими надписями - плашки и метчики. А еще угольник и несколько циркулей, в том числе для работы с металлом. Концы этого циркуля сделаны из сверхпрочной стали и оставляют след на любой другой, даже стальной, поверхности. Старинный прибор с циферблатом судя по всему служил для измерения частоты оборотов двигателя.

По словам Азовцева, сохранившиеся инструменты показывают, что Турунов был творческой личностью. Главный механик должен был уметь делать эскизы необходимых деталей, чтобы потом заказывать их на судоремонтном заводе.

Среди других личных вещей - набор визиток, приспособление для набивания патронов и полотняный мешочек для хранения дроби с надписью и рисунком головы лося. Видимо, их владелец был охотником. А еще, разумеется, рыбаком - об этом свидетельствует комплект больших рыболовных крючков. По словам Александра Азовцева, такие крючки на Волге использовали для ловли осетров.

Как рассказал мне Дмитрий Турунов, его предок, по семейным воспоминаниям, был очень высоким, выше двух метров ростом. После него осталось много самых разных инструментов, а еще крепкий надежный дом, который механик построил своими руками и где до сих пор живут его потомки.

Судя по всему Петр Николаевич был человеком не только рукастым, но и наблюдательным. Будучи в Англии, он пригляделся, как живут жители этой страны, и ему, очевидно, многое понравилось. Дом в поселке Увек, который механик построил после возвращения на родину, заметно отличался от традиционных российских изб. Он просторный, в комнатах высокие потолки, здесь, наверное, и рост хозяина повлиял, непривычно большие окна и их много, некоторые впоследствии потомки даже заложили.

Шесть лет набор инструментов и личных вещей главного механика "Саратовского ледокола" экспонировался на выставках в Музее речного флота, куда правнук передавал их на временное хранение. Александр Азовцев надеется, что теперь в парке "Россия - моя история" их сможет увидеть больше людей.

- История "Саратовского ледокола" - это свидетельство мужества, стойкости речников, хотелось бы, чтобы об их самоотверженном труде знала молодежь, - говорит волжский капитан.

Славная биография и горький финал

"Саратовский ледокол" проработал на Волге больше семидесяти лет. После того как в Саратове построили железнодорожный мост, корабль продолжал трудиться на такой же паромной переправе под Волгоградом. Освободил и вывел на воду десятки, а скорее сотни вмерзших в лед пароходов. Ледокол - дважды ветеран боевых действий. В годы гражданской войны большевики установили на корабле орудия и пулеметы и превратили его в военный корабль. А во время Сталинградской битвы "Саратовский ледокол" обеспечивал переправу наших войск.

Последняя примечательная страница в биографии ледокола - участие в строительстве автомобильного моста через Волгу в Саратове. Тогда же вместе с целым созвездием артистов театра "Современник" в 1965 году корабль снялся в фильме Олега Ефремова "Строится мост".

В 1968 году ледокол был выведен из состава флота и в этом же году затонул прямо у берега в Энгельсе, где был пришвартован. По одной из версий, корабль специально затопили, по другой - через разобранную палубу и разбитые иллюминаторы в трюм во время шторма попала вода. Уже несколько десятков лет в Саратове строятся планы о подъеме легендарного ледокола для создания там музея. О таких намерениях заявлял и теперь бывший губернатор Валерий Радаев. За прошедшие годы судно не раз обследовали водолазы. Как считает Александр Азовцев, полученная информация свидетельствует о том, что корпус корабля находится в хорошем состоянии. Прочная сталь, из которой он сделан, значительно превосходит используемую в современном судостроении. Несколько лет назад даже начались работы по подготовке к подъему судна, очистке корпуса от заполнившего его ила и песка. Однако они так и остались не завершены.

...Увидеть - нет, не "Саратовский ледокол", но во многом похожий корабль можно и сегодня. Правда, для этого придется пересечь почти всю нашу большую страну. В Иркутске на набережной на вечной стоянке стоит ледокол "Ангара". Он также был построен в Ньюкасле, но только на несколько лет позже "Саратовского ледокола". Работал на железнодорожной переправе на Байкале. И судьба его могла сложиться сходным образом. В прошлом столетии корабль после пожара был полузатоплен. Вот только иркутяне оказались большими патриотами, чем саратовцы. Они отреставрировали корабль, и еще в 1990 году там открылся музей. А вот "Саратовскому ледоколу", кораблю с гораздо более славной историей, не повезло...

Текст: Андрей Куликов. Российская газета. 

Фото: Википедия.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10905 публикаций
Сайт: rg.ru/2024/01/10/reg-pfo/korabl-i-dom-petra-turunova.html
Поделиться:

Интересно:

Возвращаем имена
25.04.2025 11:15 Мероприятия
Возвращаем имена
28-29 апреля в Алматы состоится международная конференция «Возвращённые имена Победы». Мероприятие пройдёт под девизом «80 лет Великой Победы – от доблести к суверенитету» и объединит историков и поисковиков, исследователей и педагогов из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Словении и других стран. Цель конференции – расширить исследовательскую работу по увековечению памяти воинов-победителей в Великой Отечественной войне, отдать дань уважения всем советским людям, которые сражались на фронте и трудились в тылу. Это продолжение той деятельности, которая Ассамблея народов Евразии и Африки последовательно ведёт в рамках сохранения исторической памяти, стремясь к справедливости и сохранению памяти о подвигах всех народов, победивших нацизм. Конференция «Возвращённые имена Победы» направлена на укрепление общественной дипломатии и создание механизмов, способствующих продвижению...
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
25.04.2025 10:07 Аналитика
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
Разгром кёнигсбергской группировки создал благоприятные условия для окончательного уничтожения остатков восточно-прусской группировки — группы «Земланд». Войска 3-го Белорусского фронта под командованием А. М. Василевского 13 апреля почти без паузы перешли в наступление против немецких войск, закрепившихся на Земландском полуострове и военно-морской базе Пиллау. 26 апреля порт и крепость Пиллау были захвачены. Уничтожением гитлеровской группировки на Земландском полуострове закончилась Восточно-Прусская операция. Положение и силы сторон СССР. Чтобы сразу сломить сильную оборону противника и не затягивать боевые действия, маршал Василевский решил привлечь к операции пять общевойсковых армий. 2-я гвардейская, 5-я, 39-я и 43-я армии были в первом эшелоне, 11-я гвардейская армия — во втором. Для этого произвели перегруппировку сил: фронт, который ранее занимали 2-я гвардейская и 5-я...
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
23.04.2025 16:11 Новости
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
Решение о формировании дивизий народного ополчения было принято 2 июля 1941 года Государственным комитетом обороны. Добровольческие отряды создавались из гражданских жителей столицы и Подмосковья, которые не подлежали призыву на срочную службу. Призыв в народное ополчение проводился в два этапа. Первый проходил с 6 по 20 июля 1941 года, второй — с 26 по 30 августа 1941 года. Было принято решение о формировании по Москве 25 дивизий. Но в результате успели укомплектовать только 12. В общей сложности в них числились около 120 тысяч человек. Уже в сентябре 1941 года они вошли в состав стрелковых дивизий, получив войсковые номера. В ополченцы брали не всех: туда не принимались люди с плохим здоровьем и высококвалифицированные специалисты, чьи знания и опыт могли пригодиться в тылу. Да и те, кого все-таки отобрали, зачастую сталкивались с непредвиденными трудностями. Снабдить вооружением и...
Москва представит опыт «умного города» на GITEX Asia Singapore 2025
22.04.2025 11:16 Мероприятия
Москва представит опыт «умного города» на GITEX Asia Singapore 2025
Москва представит лучшие городские практики в сфере цифровизации и устойчивого развития на международной выставке GITEX Asia Singapore 2025. На стенде Москвы будут представлены ключевые технологические компании и научно-образовательные организации столицы, демонстрирующие передовые решения в сфере ИТ, городского управления, видеоаналитики, коммуникаций и цифровой безопасности. Среди участников — разработчик программных решений для органов власти KeySystems, компания VisionLabs, специализирующаяся на технологиях распознавания лиц и видеоаналитике для «умного города», а также Fivegen, представившая систему мониторинга состояния городской среды на основе видеодетекторов. Инновационные коммуникационные решения продемонстрирует IVA Technologies, в том числе защищённые платформы видеосвязи для госструктур и бизнеса. Высокотехнологичные симуляторы и обучающие комплексы представит...
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
22.04.2025 10:09 Аналитика
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
Чтобы понять обстановку, сложившуюся к 22 апреля 1945 года, необходимо начать с того, что предшествовало штурму Берлина. К концу марта 1945 г. военное положение Германии было патовым, хотя Вермахт продолжал оказывать активное сопротивление и насчитывал до 220 дивизий и бригад. Также в распоряжении немцев оставалось большое количество вооружения, а людские резервы позволяли организовать многочисленный фольксштурм. Проблемы со снабжением были обусловлены потерей Рурского региона, где располагались производственные мощности фирмы «Крупп». Сложившаяся ситуация вынуждала командование Вермахта переходить к глубокоэшелонированной обороне, задача которой заключалась в затягивании военный действий с СССР для подписания сепаратного мира с США и Великобританией. Подобная стратегия предполагала ослабление фронта на западе и переброску частей в сторону продвигающихся советских войск. В кратчайшие...