16.04.2023 12:10
Новости.
Просмотров всего: 9889; сегодня: 10.

16 апреля 1722 года издан указ об открытии мореходных школ

16 апреля 1722 года издан указ об открытии мореходных школ

(5) 16 апреля 1722 г. Петр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. Но принимать в эти учебные заведения дозволялось только русских подданных. "Кто из иноземцев и их детей пожелают учится в Адмиралтействе какого мастерства, те должны прежде присягу учинить в вечное фазальство; а без этого их не принимать" (Регламент о Управлении Адмиралтейства и верфи…).

В конце своего правления Пётр Алексеевич несколько пересмотрел своё отношение к иностранцам в России. Император стал поощрять выход в отставку иностранцев, которые служили на флоте, стремился поскорее избавиться от иностранного элемента в вооружённых силах и государственных структурах, так как не чувствовал к ним полного доверия.

Проводя свои реформы, Пётр Алексеевич огромное внимание уделял организации новой регулярной армии и созданию русского военно-морского флота. Для этого изучалась организация европейских армии и флотов, их вооружение. В Россию приглашались сотни военных специалистов, научных кадров. Однако для многочисленной армии и мощного флота требовался хорошо обученный, преданный государю и Отечеству офицерский корпус. Его можно было создать только из русских. Пётр I осознанно делал ставку на русские кадры. Но для их создания нужно было создать систему военного и военно-морского образования. Еще в 1697 году в Западную Европу было отправлено для обучения воинской науке 150 стольников, сержантов и солдат.

Фактическое строительство русского флота началось ещё в 1695 году на реке Воронеж. Тогда после возвращения из неудачного первого Азовского похода Петр Алексеевич осознал необходимость боевых кораблей для ведения войны, и началось строительство Азовской флотилии. Во втором Азовском походе 1696 года уже участвовало два боевых парусных корабля, 4 брандера, 23 галеры и около 1300 стругов. 20 октября 1696 года по настоянию царя Боярская дума издала указ, было решено «морским судам быть». Этот день считается днем рождения регулярного Российского военно-морского флота. Создание Русского регулярного флота при Петре осуществлялось по нескольким главным направлениям: строительство вспомогательных судов и боевых кораблей; создание боеспособных морских соединений (флотов, флотилий, эскадр); подготовка и обучение кадров для флота; создание флотской инфраструктуры (военно-морских баз, портов, верфей, крепостей и т. д.); создание управленческой и нормативной базы.

С 1696 года корабли строили с помощью «кумпанств» (кампаний), на которые были поделены бояре, дворяне, духовенство и торговое сословие. Однако этот опыт не был положительным, и государство взяло дело строительства кораблей в свои руки. Кумпанствам перестали поручать строить корабли, они платили специальный налог. За 30 лет с 1696 по 1725 годы были созданы Азовский и Балтийский флоты, Беломорская и Каспийская флотилии. Всего было построено более сотни линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, большое количество скампавей (малых галер), бомбардирских кораблей, брандеров, до 300 транспортных судов и множество различных мелких судов. По мореходным и боевым качествам русские линейные корабли соответствовали европейским стандартам, и русский флот успешно действовал против первоклассного шведского флота во время Северной войны. Первым соединением военных кораблей стал Азовский флот, созданный для борьбы с Турцией и укрепления позиций России в Причерноморье. Он просуществовал до 1711 года, когда после неудачного Прутского похода, его корабли были частью уничтожены, часть проданы Османской империи.

Ещё в конце 1696 года в Воронеже стали создавать Адмиралтейский двор. В 1700 году в Москве был создан Приказ адмиралтейских дел, в 1707 году он был преобразован в Канцелярию Военно-Морского флота, а в 1718 году - в Адмиралтейскую коллегию. С 1724 года она получила обязанность ведать гидрографическими исследованиями.

Для успешного развития начатых в государстве преобразований требовалось большое количество подготовленных, хорошо образованных людей. Царь Пётр провозгласил «образование» государственной проблемой. В России начинают создавать учебные заведения, которые находились на полном государственном содержании. Создаваемая в России система образования была светской и готовила профессионально-технические кадры: инженеров, штурманов, картографов, артиллеристов и т. д.

Первую школу основали в Москве в Сухаревой башне. 14(25) января 1701 года был издан царский указ: «...быть Математических и Навигациях, то есть мореходных хитросно наук учению». Так была открыта первая школа, которая готовила для армии и флота моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников, учителей в другие школы и т. д. Школу математических и навигацких наук возглавлял Яков Брюс. Она просуществовала до 1753 года, её преемником по флотской линии стал Морской шляхетский корпус. До 1706 года школа находилась в ведении Оружейной палаты (Фёдор Головин), затем перешла под контроль Приказа Морского флота, а с 1712 года - Адмиралтейской канцелярии.

Школа математических и навигацких наук стала прообразом, предтечей всей современной системы инженерно-технического образования Российского государства. Это было любимое детище государя: он часто навещал её лично, ревностно следил за успехами учеников. В школе было два отделения: навигацкое и математическое. Навигацким отделением руководил британец, профессор Абердинского (Эбердинского) университета, специалист в математике, астрономии и морских науках Генри Фарварсон. Он поступил на русскую службу в 1698 году. Математическое отделение возглавлял русский учёный-математик Леонтий Магницкий. Он был автором первой в России учебной энциклопедии по математике «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная …» (1703 год). Магницкий был весьма выдающимся научным деятелем. Он владел несколькими иностранными языками, увлекался наукой, много читал. Поняв, что в России нет достойного учебного пособия по математике, он сам написал учебник.

Морские науки преподавали англичане Стефан Гвын (Гвин) и Ричард Грейс. Они русского языка не знали, преподавали на латыни, поэтому ученикам приходилось сначала изучать латинский язык, чтобы понимать лекции. Преподавателем навигацкого дела и библиотекарем школы, с почетным наименованием «царского библиотекариуса», был Василий Киприянов. Он стал первым издателем математических и географических пособий для навигаторов. Киприанов написал несколько работ и учебных пособий: «Таблицы синусов, тангенсов» (1703 и 1716 годы); краткий учебник математики на одном большом листе «Новый способ арифметики феорики или зрительные, сочинен вопросами ради удобнейшего понятия» (1703) и др. В «Арифметике» края листа были заняты портретами великих мудрецов, в середине были математические правила и действия. В верхней части листа были основные правила геометрии, астрономии, оптики, географии др. наук.

В ученики брали детей и молодых людей дворянских, чиновничьих (дьячих, подьячих) и иных чинов, в возрасте от 11 до 23 лет. Теоретически в эту школу мог попасть любой отрок, кроме крепостного сословия. В 1703 году в школе обучалось около 300 человек, в 1711 году – 500 учеников. В Навигацкой школе были дети почти всех наиболее видных аристократических фамилий России - Волконские, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Хованские, Прозоровские, Шереметьевы, Головины и пр. Время учёбы не было определено, в среднем учились (вместе с практикой) 10-15 лет. Плохие ученики определялись на мелкие должности в различные приказы (коллегии), в армию, на флот и т. д.

Ученики из малообеспеченных семей находились на полном государственном обеспечении. Им выделяли обмундирование: сапоги, бострог (копия с голландского платья, вроде кафтана), панталоны и шляпу. На шляпе была ленточка обозначающая принадлежность к ученикам. Кроме того, ученики были обязаны носить парики с косами, которые надо было регулярно смазывать салом и припудривать мукой. Со временем учёбу приравняли к службе и ученики стали получать кормовые деньги, их количество зависело от качества и длительности учёбы. Деньги они получали по тем временам немалые – от 36 до 54 рублей в год. К примеру, заработок литейщика тогда составлял 16-25 рублей, а пороховых дел мастеров – 40-50 рублей. Так царь хотел заинтересовать молодежь, привлечь их к учёбе. Правда, надо сказать, что платили нерегулярно. Страна была на военном положении, денег не хватало.

Знания давались весьма разносторонние. Курс обучения состоял из трёх уровней: начальная, нижняя школа (русская школа), цифровая (арифметическая) и высшая (старшая). Первая ступень была рассчитана на 1,5-2 года. В ней давались минимальные знания – правила грамматики, чтение, Закон Божий. Вторая ступень давала основы арифметики, геометрии, тригонометрии, рисования. В высшей школе изучали математическую географию, астрономию, черчение, геодезию, навигацию, кораблестроение. На этой же ступени ученики проходили долгую практику на морских кораблях, в верфях, на строительстве, в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах, мастерских в России и за рубежом. Так в июне 1712 года в результате смотра учеников, который провёл царь, 26 учеников было послано изучать навигацкие науки в Голландию, 22 – в Ревель, изучать немецкий язык, 16 - записали в солдаты Преображенского полка.

В первые годы в школе были большие проблемы с посещаемостью. Сухарева башня, где помещалась школа, считалась в народе местом нечистым. Некоторые ученики просто боялись туда ходить. Кроме того, среди учеников были представители богатых и знатных родов, изнеженные прежней жизнью. Поэтому царь приказал выбрать в гвардии «отставных добрых солдат» и они были при каждом классе с хлыстом в руке. Бесчинствующих учеников били, невзирая на положение их рода. Были введены весьма жестокие наказания: за побег – смертная казнь, за другие провинности – розги, галерные работы, крупные штрафы. Родителей крупно штрафовали за пропуски, до 5 рублей за один пропуск.

Методика обучения была простой: зубрежка «от сих до сих». В то время учителя не объясняли ученикам темы, они были должны сами изучить урок по учительским записям на доске и примерам из книг. Понятно, что такая методика не способствовала быстрому изучению предмета. Одним из основных предметов на столе учителя наряду с учебниками, пером и линейкой, была розга. «Розга ум вострит, помять возбуждает!» Занятия проходили в течение всего дня, за дисциплиной и порядком следил дядька (отставной солдат по указанию Петра), который бил недорослей, не особенно разбирая их сословное происхождение. Были у учеников и каникулы – с 24 декабря по 7 января (рождественские). Вместо летних каникул была практика, как правило, морская или геодезическая.

В 1715 году в Петербурге была учреждена Морская академия (Академия морской гвардии). Часть классов из Школы математических и навигацких наук (старшие классы) перевели под её начало. С учреждением академии финансовые дела у школы пошли неважно. На неё стали выделять всего 5,6 тыс. рублей (в 1713 году было 22,4 тыс. рублей), остальные деньги шли на академию. Школа стала вспомогательным учреждением при Морской академии.

Информационно-библиографический отдел подготовил подборку изданий из Электронной библиотеки РНБ, посвященных этому событию.

В Электронной библиотеке РНБ представлены регламенты и уставы, книги по навигации и кораблевождению, кораблестроению, морские сигналы, книги по истории, морские карты и иллюстрации.

Изображение: Российская национальная библиотека.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12077 публикаций
Сайт: nlr.ru/nlr_visit/RA6899/ukaz-ob-otkrytii-morekhodnykh-shkol
Поделиться:

Интересно:

Прутский провал: Как Петр I едва не потерял всю армию
21.07.2024 11:04 Новости
Прутский провал: Как Петр I едва не потерял всю армию
В 1711 году Петр Великий затеял один из своих самых неудачных военных походов. Русское царство находилось в крайне сложном положении и практически было вынуждено вести войну на два фронта — со Шведской империей на севере и Османской на юге. Прутский поход должен был разом покончить со всеми...
В деревне Шапша ХМАО прошла реконструкция подвига земляка в годы ВОВ
19.07.2024 18:10 Новости
В деревне Шапша ХМАО прошла реконструкция подвига земляка в годы ВОВ
В ХМАО «Единая Россия» провела реконструкцию подвига земляка в годы Великой Отечественной войны. Мероприятие организовали по партпроекту «Историческая память». Реконструкцию «Подвиг, во имя жизни» в деревне Шапша посвятили подвигу ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза...
Фестиваль-путешествие «Достоевский» стартует в Подмосковье 20 июля
19.07.2024 17:25 Мероприятия
Фестиваль-путешествие «Достоевский» стартует в Подмосковье 20 июля
20 и 21 июля в городском округе Зарайск пройдет фестиваль-путешествие «Достоевский». Именно в этих краях прошло детство Федора Михайловича. Улицы города, Зарайский кремль, площадь Революции, набережная реки Осетр и другие локации станут центральными площадками мероприятия. Об этом сообщает...
Тайный рекорд Олимпиады–80
19.07.2024 13:12 Новости
Тайный рекорд Олимпиады–80
19 июля 1980 года в Москве состоялось открытие XXII летних Олимпийских игр. Разработкой главного символа Олимпиады – факела – поручено было заниматься специальной группе сотрудников завода имени Климова под руководством Бориса Тучина.  О том, как создавался уникальный факел в непростой...
Круглый стол о развитии русско-китайских отношений прошел в Москве
19.07.2024 12:28 Новости
Круглый стол о развитии русско-китайских отношений прошел в Москве
В Российском государственном социальном университете в Зале Учёного совета состоялся круглый стол «Инициатива глобальной цивилизации», в рамках которого был презентован IV том книги председателя Китайской Народной Республики товарища Си Цзиньпина «Си Цзиньпин о государственном управлении». В...