29.10.2025 17:11 Аналитика
Первый в мире ледокол «Ермак»
В декабре 1897 г. по инициативе и при активном участии адмирала Степана Осиповича Макарова на стапелях английской фирмы «Армстронг» в Ньюкасле по заказу России был заложен первый в мире ледокол, способный форсировать тяжёлые льды двухметровой толщины. Идею адмирала Макарова поддержало сибирское купечество, предложившее назвать ледокол именем Ермака. В составе комиссии, участвовавшей в разработке ледокола, были Д. И. Менделеев, инженеры П. К. Янковский и Р. И. Рунеберг, Ф. Ф. Врангель и другие. 17 (29) октября 1898 г. корпус ледокола в торжественной обстановке был спущен со стапеля на воду. Достройка судна шла быстро. После заводских испытаний «Ермак» был принят от завода и 21 февраля (5 марта) 1899 г. вышел в первое плавание. Корпус «Ермака» при длине 93 м имел ширину 21,6 м и был разделён восьмью...
22.10.2025 13:11 Аналитика
7 знаменитых затонувших кораблей российского флота
Крейсер «Варяг» и пароход «Ижора», эскадренный миноносец «Фрунзе» и броненосец «Чесма» — боевые корабли русского флота, погибшие в XX веке. Крейсер «Варяг» 130-метровый бронепалубный крейсер «Варяг» построили на американских верфях William Cramp and Sons в Филадельфии в 1898 году. С 1901 года мощное военное судно было введено в строй. Печальную известность «Варяг» получил в годы Русско-японской войны. В феврале 1904 года японская эскадра блокировала русский крейсер и канонерскую лодку «Кореец» в тихоокеанском порту Чемульпо. Отказавшись сдаться, русские корабли вступили в бой с 14 кораблями противника. Чтобы не достаться врагу, «Кореец» взорвали, а «Варяг» затопили. Однако в следующем году японцы подняли «Варяг» и включили в состав собственного флота под названием «Соя»...
27.09.2025 09:10 Аналитика
27 сентября 1783 года на воду спущен линейный корабль Слава Екатерины
Первые государевы парусные суда России строились на основанной в 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово Коломенского уезда. Благодаря реформаторской деятельности Петра I количество верфей в стране превысило две сотни. Но в послепетровский период в развитии судостроения наступил заметный спад. Лишь спустя годы с восшествием на престол Екатерины II было принято решение о том, что русский флот должен превосходить датский и шведский флоты вместе взятые. В мирное время планировалось иметь 21 линейный корабль, 4 фрегата и свыше полусотни других судов, а для войны их число могло быть увеличено. В 1778 г. в устье Днепра был заложен новый порт Херсон со стапелями для постройки линейных кораблей и фрегатов. 26 мая (6 июня) 1779 г. командующий артиллерией Черноморского флота И. А. Ганнибал заложил на Херсонской верфи...
24.09.2025 11:10 Аналитика
Закладка первой отечественной атомной подводной лодки К-3
24 сентября 1955 г. на заводе № 402 в Молотовске (Северном машиностроительном предприятии, г. Северодвинск) состоялась церемония закладки первой отечественной атомной подводной лодки К-3 («Ленинский комсомол»). Впервые вопрос о необходимости приступить к разработке ядерных энергетических установок для подводных лодок был рассмотрен на заседании Первого Главного управления (ПГУ) при Совмине СССР 24 марта 1947 г., что было связано с появившимися в печати сообщениями о возможности применения атомной энергии на американских подводных лодках. Академик И. Курчатов, член-корреспондент АН СССР А. Александров и профессор Н. Доллежаль написали докладную записку в правительство о необходимости создания АПЛ, подкреплённую практическими расчётами. Их предложение было поддержано заместителем председателя совета министров В. Малышевым...
04.09.2025 13:16 Аналитика
Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» открыла Северную Землю
22 августа (4 сентября) 1913 г. экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II (Северная Земля) и остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр). Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) была сформирована во Владивостоке в августе 1910 г. В её состав были включены специально построенные для этих целей на Невском заводе в Петербурге в 1909 г. два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 тыс. т каждый и мощностью машин в 1,2 тыс. л.с. Начальником экспедиции был назначен опытный гидрограф Иван Семёнович Сергеев. Основная цель экспедиции: разведать Северный морской путь и пройти по нему через шесть арктических морей с востока на запад — из Владивостока в Архангельск, чего прежде еще никому не удавалось сделать. Вместе с тем экспедиция...
09.08.2025 13:29 Аналитика
Кругосветное плавание шлюпа «Предприятие»
9 августа (28 июля по старому стилю) 1823 года шлюп Российского императорского флота «Предприятие» вышел в кругосветное плавание. Экспедиция положила начало систематическим географическим и океанографическим наблюдениям в Атлантическом и Тихом океанах, была отмечена многочисленными открытиями и научными исследованиями. Шлюп «Предприятие» был заложен 22 ноября 1822 г. на Охтинской верфи, его постройкой руководил помощник корабельного мастера подполковник А.А. Попов, по конструкции был схож с двумя ранее построенными на Охтинской верфи судами – шлюпами «Камчатка» (1817) и «Восток» (1818). Однако новое судно было немного тяжелее, его водоизмещение составило 1040 тонн. При постройке Попов применил ряд новшеств. Так, в целях предохранения строящегося шлюпа от сырой петербургской погоды над местом постройки была возведена крыша. Перед спуском корпус судна на стапеле был обшит медью, чтобы...
06.08.2025 15:16 Аналитика
Гангутский бой
26–27 июля (6–7 августа) 1714 года в ходе Северной войны 1700–1721 годов между русскими и шведскими флотами состоялось сражение, итогом которого стала одна из самых значимых побед русского Военно-Морского Флота. Ход Гангутского сражения. В конце июня 1714 года российский гребной флот под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина (99 галер и скампавей с 15 тысячами десанта) сосредоточился в бухте Тверминне для того, чтобы прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления российского гарнизона в Або (Турку), говорится в «Большой российской энциклопедии». Действиям российского флота препятствовал шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата и отряд гребных судов) под командованием вице-адмирала Г. Ваттранга, занявший позицию на Гангутском плёсе у юго-западной оконечности полу-острова. Пётр І принял решение перебросить часть сил в шхерный район полуострова Гангут...
19.07.2025 13:08 Аналитика
Захват крепости Азов русской армией в 1696 году
Азовские походы были предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов 19 июля 1696 года. Именно эта успешная военная кампания считается первым значительным свершением молодого царя. Также сдалась крепость Лютих, находившаяся при устье самого северного рукава Дона. Военные кампании России против Османской империи 1695 и 1696 годов были продолжением начатой правительством царевны Софьи Алексеевны войны с Османской империей и Крымом. В ходе первой военной кампании предпринятой в 1695 году русским войскам удалось значительно потеснить османскую и татарскую армии. Большими усилиями туркам удалось остановить натиск русского войска. Первая осада Азова была снята и армия Петра I отступила. Всю зиму 1696 года русская армия готовилась ко второму походу. В январе на верфях Воронежа и...
05.06.2025 10:51 Аналитика
День прорыва морской минной блокады Ленинграда
Морская минная блокада Ленинграда была прорвана летом 5 июня 1946 года, когда был расчищен от мин большой корабельный фарватер от Кронштадта до фарватера Таллин – Хельсинки. Дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в положение «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». Непосредственно перед открытием водного пути по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными ещё несколько мин. Ко времени окончания войны, Ленинград по-прежнему оставался блокированным со стороны моря. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было выставлено примерно 66 500 мин. Тральным силам Балтийского флота было предписано в кратчайшие сроки обеспечить безопасность судоходства и рыболовства, без чего нельзя было восстановить разрушенный войной Северо-Запад страны, включая...
24.05.2025 10:06 Аналитика
24 мая 1900 года на воду спущен крейсер «Аврора»
11 (24) мая 1900 г. в 11 ч. 15 мин. под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей в Новом Адмиралтействе на воду был спущен крейсер 1-го ранга «Аврора». Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» строился в Санкт-Петербурге на казённой судоверфи «Новое Адмиралтейство». Закладка крейсера состоялась 23 мая (4 июня) 1897 г. Крейсер получил своё имя в честь парусного фрегата «Аврора», отличившегося в боевых действиях в августе 1854 г. при защите Петропавловска-Камчатского. Одновременно с «Авророй» были заложены два однотипных крейсера этой серии — «Диана» и «Паллада». Корабли строились по проекту и чертежам конструкторов Балтийского судостроительного завода. В мае 1900 г. в торжественной обстановке, в присутствии рабочих, моряков, адмиралов и генералов, многочисленных гостей, иностранных послов и военных атташе, оркестра и...
21.05.2025 14:12 Аналитика
Об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске
Приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации от 15 апреля 1999 г. датой образования Тихоокеанского флота установлено 21 мая 1731 г. Зарождение русского флота на Дальнем Востоке относится к началу XVIII в., когда отправленные Петром I в Охотск мореплаватели и кораблестроители построили на р. Кухтуй первое морское судно — ладью «Восток». 10 (21 мая) 1731 г. Сенатским указом Охотск был объявлен военным портом, базой Охотской военной флотилии. Корабли Охотского порта явились первым постоянно действующим военно-морским подразделением России на Дальнем Востоке. Охотская военная флотилия была создана для защиты дальневосточных территорий Российской империи от нападений японцев, китайцев и маньчжуров, охраны морских торговых путей и промыслов. В 1849 г. военно-морской базой флотилии стал Петропавловский порт на...
20.05.2025 11:12 Аналитика
Проекты Николая II, которые помогли СССР во Второй мировой
Между падением Российской империи и Второй мировой войной прошло 25 лет. При всех достоинствах империи и Николая II, как они могли повлиять на события через четверть века, совсем в другую эпоху? Удивительно, но они могли. Несколько стратегических проектов Николая II создали такой задел на будущее, что помогли потомкам выстоять в огне Великой Отечественной. Главный задел — железные дороги. Немногие помнят, что решение о постройке Транссибирской магистрали Николай II принял несмотря на сопротивление чиновничества. Семь тысяч километров железных дорог соединили страну от Москвы до Владивостока, и Дальний Восток начал всерьез осваиваться и заселяться. Осенью 1941 года дальневосточные и сибирские дивизии, составленные в том числе из потомков того имперского переселения, по имперскому же Транссибу в десятидневный срок были переброшены к Москве и спасли её. Большую роль сыграли Мурманская...
18.05.2025 11:13 Аналитика
В этот день была одержана первая победа России в морском бою
В ходе Северной войны 1700-1721 гг. Россия вела борьбу за выход к Балтийскому морю. Взятие крепостей Нотебург и Ниеншанц позволило русским войскам контролировать всё течение Невы от Ладожского озера до Финского залива и открыло путь к Балтике. Однако угроза со стороны шведского флота сохранялась. 2 (13) мая 1703 г., на следующий день после взятия крепости Ниеншанц, Петр I получил известие о появлении в Финском заливе шведской эскадры в составе 9 судов под командованием вице-адмирала Нумерса. Не зная о сдаче Ниеншанца, Нумерс послал в устье Невы 10-пушечный галиот «Гедан» и 8-пушечную шняву «Астрильд». 5 (16) мая, войдя на мелководье, они встали на якоря у левого берега Большой Невы. Остальные корабли, имея большую осадку, остались на своих местах. 7 (18) мая 1703 г. две роты Преображенского и...
04.04.2025 13:09 Аналитика
4 апреля 1703 года был заложен первый корабль Балтийского флота
24 марта (4 апреля) 1703 г. на Олонецкой верфи на р. Свирь (район Ладожского озера) амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс заложил первый российский парусный военный корабль Балтийского флота – фрегат «Штандарт». Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Имя «Штандарт» давалось кораблям русского флота до 1917 г., последним из которых была императорская яхта. Длина фрегата составляла 25,5 м, ширина 6,8 м, средняя осадка 2,6 м. Экипаж – 120 человек. На закрытой батарейной палубе (деке) и верхней палубе фрегата были установлены 28 пушек калибром 8, 6 и 3 фунта. Во время строительства фрегата русские войска вели упорные бои за выход к Финскому заливу. 1 (12) мая 1703 г. штурмом была взята шведская крепость Ниеншанц, расположенная неподалеку от...
19.03.2025 09:06 Аналитика
Сегодня отмечают День моряка-подводника
В российском флоте созданием подводного судна для нападения на корабли противника впервые занялся уроженец подмосковного села Покровское Ефим Никонов. В 1718 г. он подал на имя Петра I челобитную с предложением построить «потаённое судно», которое «в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли». В 1721 г. судно было испытано в присутствии Петра I, после чего автору предложили начать постройку «потаённого судна большого корпуса». Но со смертью Петра I работа над русской подводной лодкой прекратилась. В 1834 г. на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная лодка, впервые оснащённая оптическими и вентиляционными трубами. В 1866 г. по проекту И. Ф. Александровского была построена лодка с механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. В 1880 г...
27.10.2023 09:55 Аналитика
118 лет назад началось строительство броненосца «Император Павел I»
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 27 октября 1905 года состоялась церемония закладки русского броненосца «Император Павел I». Главным строителем боевого корабля стал инженер Владимир Оффенберг. Основой проекта судна послужили броненосцы типа Бородино. Учитывая недостатки последних, Морское министерство приступило к работе по созданию корабля нового типа, с увлечением калибра средних орудий, усилением брони и установкой противоминной защиты. Так же новый проект предусматривал установку большего количества орудий разных калибров. В следствии чего водоизмещение корабля достигло 16 500 тонн. После окончания Русско-японской войны, с учетом Цусимского морского сражения и обороны Порт-Артура в проект были внесены дополнительные изменения. Измененный проект предусматривал увеличение количества орудий калибра 203-миллиметров с 12 до 14, установку двенадцати 120-миллиметровых противоминных...
26.04.2019 18:42 Аналитика
«Космическая связь» вошла в проект по безэкипажному вождению судов
Пилотный проект по безэкипажному судовождению (БЭС) предусматривает разработку и апробацию технологий автоматического судовождения и дистанционного управления судами. Он реализуется при поддержке Минпромторга в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) с целью поддержки высоких технологий в наиболее перспективных направлениях морской отрасли. Это нововведение повысит безопасность движения, исключив человеческий фактор. Система более точно и бесперебойно будет предоставлять информацию о местонахождении кораблей. Но с другой стороны, это порождает безработицу, так как часть персонала заменит автоматика. Другой фактор – ремонтный персонал должен быть очень высокой квалификации. Ведь кроме механики, нужно будет ремонтировать электронику, поэтому для сотрудников необходимо будет проводить обучающие тренинги и курсы. Однако, несмотря на все это, автоматизация позволяет упростить...
10.11.2016 10:55 Аналитика
Российскую промышленность ожидает подъем
Состояние рынка защитных покрытий указывает на грядущий рост различных отраслей отечественной промышленности в ближайшие 2 года. К таким выводам пришли аналитики агентства MegaResearch и Ассоциации Участников Закупок по результатам совместно исследования. Эксперты провели анализ рынка защитных лакокрасочных материалов, которые используются в самых различных отраслях экономики: от домостроения до нефтехимической промышленности. Всего были исследованы 14 крупнейших отраслей. Полученные данные порадовали исследователей положительными тенденциями. Перспективы потребления защитных покрытий дают представление не только о состоянии самого рынка лакокрасочных материалов, они позволяют прогнозировать развитие отраслей экономики, где используются эти материалы. Как подчеркнул вице-президент АУЗ Павел Друкер: «Если прогнозируется увеличение потребления защитных материалов в какой-либо отрасли ...